Наконец-то дошли руки посмотреть версию 2011 года. Что я могу сказать?.. Печалька
В начале скажу, что "Джейн Эйр" - моя любимая книга и знаю я её почти наизусть, читала и несколько разных переводов на русский и английский вариант. Но каждый раз, когда я сажусь смотреть экранизацию, я задвигаю все эти знания подальше и поглубже и пытаюсь смотреть девственно чистыми глазами, как в первый раз.
Много букв.Могу сказать, что фильм адово сокращён. Настолько, что даже я с моим знанием сюжета, иногда не могла понять, что происходит на экране.
Почему сюжет картины начинается с середины?.. Вот бежит она по полю, вот рыдает на камне (хотя в книге она себе такого не позволяла, она ложилась в траву и только на шаль)... Вот приходит в дом Риверсов... Вот становится учительницей в деревенской школе... И вот вам всем становится понятно, что будет какая-то жопа и эту жопу подсознательно ждёшь весь фильм. А ещё становится понятно, что у неё учительское образование. Поэтому потом, когда смотришь остальное, знаешь, что рано или поздно её в школу ушлют и ничем хорошим её свадьба не закончится.
Из сюжета напрочь вырезали: отношения Джейн с Бесси и саму Бесси, отношения Джейн с мисс Тэмпл и саму мисс Тэмпл, отношения Джейн с Мери и Дианой Риверс, становление отношений с Сент-Джоном, да что там - полностью вырезана линия их родственной связи! И становится вообще не понятно с какой стати она стала делить своё наследство. Вырезана Розамунда Оливер, более того - почти полностью вырезана Берта Рочестер! Её показывают только 1 раз, а в течении фильма вообще не понятно, кто поджёг кровать и покусал мистера Мейсона...
Всё скомкано и сжато. Джейн в доме тёти - я не прониклась её положением там, я не заметила, чтоб над ней особо как-то издевались. Ну да, Джон ударил её, но... как-то всё равно не убедительно. Джейн в школе. Только и показаны издевательства, побои, дисциплина. А где теплота дружбы с Эллен, с мисс Темпл? Где показано как становилась личность Джейн, где показано, что теплота человеческих отношений дарит утешение в любых условиях? А нигде. Потом Джейн уходит в никуда, опять же мы должны догадаться сами, что она стала учительницей и нашла новое место через газету. Джейн в Тернфилд-холле. Вечно напряженное лицо и озабоченная морщинка на лбу: где её живость, весёлость? Где её оживлённое общение с мистером Рочестером? Короче, какой-то сумбур и каша. Вообще нигде нет ни слова о том, что он привёз мисс Ингрем, чтобы Джейн поревновала. Создаётся ощущение, что он её привёз только чтобы она поиздевалась над Джейн и всё. Помирает миссис Рид: внимание на то, с какими мыслями и как Джейн возвращается в свой дом детства, не акцентировано вообще. Её сёстры... дай бог вообще догадаться, что эти две безмолвные фигуры полминуты в кадре - её сёстры... короче писать и писать... больше всего возмутило отсутствие родственной линии между Риверсами и Джейн, а также бредовое присутствие миссис Фейрфакс в руинах Тернфилд-холла...Я зла и недовольна. Понятное дело, что сюжет надо было сократить, но зачем добавлять то, чего не было в книге? Зачем перевирать и удалять ключевые линии сюжета??? Получилась какая-то мыловаренная драма, а не фильм с подтекстом и философией...
Из плюсов (они были, хоть и мало) - не самые известные актёры (Главное Правило, см.
http://www.diary.ru/~sim-simona/p165468704.htm), интерьеры и пейзажи. Вот тут я насладилась сполна в FullHD версии. И на этом всё.
В общем, грустно, как и в случае с "Гордостью и предубеждением" с Кирой Найтли. Лучше не расстраиваться лишний раз и не смотреть.
Гораздо больше мне понравилась "Эмма" 2009 года, но о ней я напишу в другой раз)